Сравнительный анализ перевода действующих грузоподъемных кранов на частотный либо регулируемый дроссельный электропривод

 

При модернизации оборудования действующих грузоподъемных кранов неизбежно возникают вопросы о целесообразности применения того или иного способа управления асинхронным электродвигателем. При безусловной распространенности в настоящее время частотного электропривода он не лишен существенных недостатков. В то же время существуют другие способы управления которые позволяют реализовывать многие функции предоставляемые частотным электроприводом и имеют ряд преимуществ по сравнению с ним. К несомненным лидерам здесь стоит отнести дроссельный регулируемый электропривод. Данный электропривод особенно хорошо зарекомендовал себя при модернизации грузоподъемных кранов различного типа, где успешно заменяет существующие системы управления на магнитных контроллерах с сопротивлениями в цепи ротора.

Ниже приведен сравнительный анализ перевода действующих кранов на частотный либо дроссельный тип управления для различных механизмов.

Механизм передвижения

Таблица 1. Сравниние частотного и дроссельного электропривода на механизме передвижения:

Частотный
электропривод
Дроссельный
регулируемый
электропривод
Состав основного оборудования Преобразователь частоты,
тормозной модуль,
блок тормозных сопротивлений.
Тиристорный реверсивный контактор ТРК,
пусковой дроссель ДПД,
регулятор скорости РСТ20-ПЕ
Тип электродвигателя Асинхронный с короткозамкнутым ротором Асинхронный с фазным ротором
Управление осуществляется В статоре В роторе
Способ управления Частотное, скалярное Током в роторе
Диапазон регулирования* 1:40 1:20
Точность поддержания скорости* ± 3% ± 10%
Перегрузочная способность по току* 150% в течении 60 секунд более 200% в течении
длительного времени
Температурный диапазон* -10...+50 °С
(без ухудшения характеристик)
-40...+60 °С
(без ухудшения характеристик)
Синхронизация приводов Требуется схемное решение и точная настройка привода Автоматически
Режим торможения противовключением Отсутствует Присутствует.
Безопасен для привода
Система климат-контроля требуется не требуется
Стоимость системы управления Высокая Средняя

*Указаны типовые значения.

Механизм подъема

Таблица 2. Сравниние частотного и дроссельного электропривода на механизме подъема:

Частотный
электропривод
Дроссельный
регулируемый
электропривод
Состав основного оборудования Преобразователь частоты,
тормозной модуль,
блок тормозных сопротивлений
или инвертор, энкодер.
Тиристорный реверсивный контактор ТРК,
пусковой дроссель ДПД,
регулятор скорости РСТ20-ПО,
регулятор скорости РСТ20-В
Тип электродвигателя Асинхронный с короткозамкнутым ротором Асинхронный с фазным ротором
Управление осуществляется В статоре В роторе
Способ управления Частотное, векторное Током в роторе
Диапазон регулирования* 1:1000 1:20
Точность поддержания скорости* ± 0,01% ± 10%
Перегрузочная способность по току* 150% в течении 60 секунд более 200% в течении
длительного времени
Температурный диапазон* -10...+50 °С
(без ухудшения характеристик)
-40...+60 °С
(без ухудшения характеристик)
Система климат-контроля требуется не требуется
Стоимость системы управления Очень высокая Средняя

*Указаны типовые значения.

Общие моменты

Таблица 3. Перечень работ и основных затрат при переводе грузоподъемных кранов на указанные типы управления:

Наименование Частотный
электропривод
Дроссельный
регулируемый
электропривод
Проектирование, изменение электрических схем Требуется согласование с изготовителем крана Технических Условий на реконструкцию, в связи со сменой двигателя. Проект должен содержать также и механическую часть. Стоимость проектирования может быть достаточно высокой. Так как в этом случае замены двигателя не происходит, достаточно утверждения изменений электрических схем. Работы могут проводиться силами ПТО самих предприятий.
Замена электродвигателя Требуется замена на асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором специального исполнения предназначенный для работы с преобразователем частоты. Это влечет за собой таже изменение места установки двигателя и возможно замену муфт. Простое решение в виде закорачивания колец ротора имеющегося двигателя приводит к неизбежному ухудшению его характеристик, перегреву и последующему выходу из строя. Замены электродвигателя не требуется.
Стоимость элементов управления Стоимоть необходимого набора оборудования высока. Кроме стоимости самого оборудования необходимо учитывать стоимость системы кондиционирования и фильтрации воздуха, сетевые фильтры помех, использование экранированного кабеля и .т.д. Стоимоть оборудования средняя. Дополнительных затрат нет.
Проведение монтажа, наладки и запуска оборудования Для сохранения гарантий на оборудование, монтаж и наладка должны производится специализированными организациями или фирменными центрами. Требуется достаточно долгий период времени с остановкой работ. Работы достаточно сложны и дороги. Монтаж и наладка могут быть произведены силами грамотных электромонтажников своего предприятия в достаточно короткий срок (2-3 дня на один механизм).
Обслуживание и эксплуатация Обслуживание должно осуществляться квалифицированным персоналом, прошедшим обучение по частотному электроприводу. Ремонт производится специализированными организациями. Крановщикам необходимо проити обучение для работы на новом приводе ввиду существенных отличий в управлении. Для обслуживания достаточно персонала с базовым уровнем знаний. Переобучение крановщиков не требуется.
Условия окружающей среды Оборудование требовательно к условиям окружающей среды. Необходимо применять систему кондиционирования и фильтрации воздуха. Частотный электропривод является сильным источником помех для окружающего оборудования что требует установки дополнительных сетевых фильтров. Оборудование в стандартном исполнении имееет промышленный температурный диапазон, может работать в условиях высокой запыленности. Система кондиционирования и фильтрации воздуха не требуется. Оборудование не чувствительно к сетевым помехам и само не является источником помех.


Итог

Частотный электропривод несомненно обладает преимуществами перед другими типами электропривода асинхронных электродвигателей по энергоэффективности, точности и глубине регулирования скорости. Однако в абсолютном большинстве случаев возможности данного типа привода на грузоподъемных кранах избыточны и не используются в полной мере. А затраты на приобретение оборудования, обучение персонала, обслуживание и ремонт могут растянуть срок его окупаемости на 8-10 лет. Поэтому для модернизации действующих грузоподъемных кранов можно рекомендовать применение дроссельного регулируемого электропривода. Он обладает всеми необходимыми возможностями современного электропривода и имеет достаточные для данного применения характеристики регулирования и поддержания скорости во всем диапазоне рабочих наргрузок. Отличается неприхотливостью к параметрам окружающей среды и питающего напряжения. Обслуживание дроссельного регулируемого электропривода вполне по силам электротехническому персоналу с базовым уровнем знаний, а монтаж и наладка производятся в достаточно короткий срок. Необходимо отметить что стоимость оборудования и сопутствующих затрат для дроссельного регулируемого электропривода существенно ниже аналогичных затрат для частотного электропривода.